Москва вновь строится

Не нужно быть особо наблюдательным, чтобы увидеть как много башенных кранов поднимается практически во всех столичных районах. Но ничего не возникает из воздуха. Чтобы выросло новое здание, строители должны иметь необходимую технику, нужное оборудование. Все это стоит денег, причем немалых. Как быть?
Лизинг — вроде бы уже и не новое слово в российском лексиконе. Однако вряд ли любой, даже имеющий отношение к бизнесу человек, имеет представление о том, что это такое и как может быть связано со строительством. И только специалист скажет, что во многом благодаря этой инвестиционной схеме строительный комплекс Москвы нормально развивается и оснащен современной работоспособной техникой.
В начале октября в Никитском переулке, где находится штаб-квартира Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная пятилетию столичной лизинговой компании «Ликострой». В ее работе приняли участие первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин, генеральный директор «Ликостроя» Генрих Гарибов, а также другие руководители Комплекса.
Федеральный закон о лизинге был принят в 1998 году, но лизинг начал развиваться раньше, в 1995 году, когда Правительство России приняло соответствующее постановление. Две недели спустя Правительством Москвы было учреждено ОАО «Лизинговая компания «Ликострой», основной задачей которой стало техническое перевооружение строительного комплекса Москвы. 51 процент акций принадлежит городу, остальной пакет распределен между ведущими предприятиями столичной индустрии.
Дело в том, что после того, как рухнула советская система распределения строительного оборудования через главки и плановые структуры, технический парк оказался на грани катастрофы. Вновь созданные строительные общества, компании и кооперативы получили в наследство старое оборудование, устаревшее морально и физически. Назревала технологическая катастрофа, и в какой-то момент встал вопрос: либо обновление технического парка, либо медленная смерть московского строительного комплекса. И вот одним из способов такого обновления и стало создание лизинговой системы.
Вкратце суть лизинга такова. Некое предприятие, лизингополучатель, нуждается в оборудовании, на приобретение которого у него нет свободных финансовых средств. Оно находит лизинговую компанию, лизингодателя, которая такими средствами располагает или имеет возможность получить эти средства в банке. Лизингодатель приобретает это имущество и передает в лизинг, то есть в пользование лизингополучателю за оговоренную плату, которая называется лизинговые платежи. В эти платежи входят стоимость оборудования, расходы по его приобретению, проценты за кредит и вознаграждение лизинговой компании. По окончании договора лизинга оборудование переходит в собственность лизингополучателя.
За рубежом лизинг не просто распространен — он лежит в основе многих экономических схем. В США инвестиции в экономику и науку, как правило, осуществляются именно по лизингу, а их сумма составляет около 180 миллиардов долларов в год. В Европе — 140 миллиардов экю. А вот в России оборот лизинга в прошлом году составил всего лишь около четырех миллиардов рублей.
Чем хороша лизинговая схема для лизингополучателя. Во-первых, все лизинговые платежи относятся на себестоимость в то время как предприятие, взявшее кредит, оплачивает его за счет прибыли. Так сохраняются собственные средства предприятия, и сокращается налог на имущество. А о форме платежей всегда можно договориться. «Ликострой», к примеру, принимает и жилую площадь. А во-вторых, приобрести оборудование у лизинговой компании проще, нежели взять кредит в банке. Дело в том, что до полного выкупа оно остается в собственности лизингодателя. Поэтому приобрести необходимую технику могут даже вновь образованные предприятия, которые вряд ли смогут доказать свою платежеспособность банку.
Крупнейшие строительные компании вряд ли будут сильно заинтересованы в лизинге, так как сами обладают достаточными оборотными средствами. Хотя даже ДСК-1 в ближайшее время намерен воспользоваться услугами «Ликостроя». А вот фирмы меньшего масштаба получают не просто значительную выгоду, но и зачастую единственную возможность работать на современной технике. Едва ли не самая главная тонкость заключается в том, что лизинговая компания не торгует техникой на свое усмотрение, а выполняет заказы своих клиентов. То есть строителям попадает то, в чем они нуждаются.
Ничем не рискует и лизингодатель. Если прекращаются выплаты, то он может просто забрать свое имущество. К тому же у него есть возможность вести бизнес и в других областях.
Вернемся к московской лизинговой компании «Ликострой». За пять лет она сумела стать одной из ведущих в стране. Об объемах ее деятельности красноречиво говорят такие цифры: московским строителям передано более 860 единиц на сумму около миллиарда рублей. Годовой оборот компании сейчас составил более 400 миллионов рублей и продолжает расти.
В лизинг передается крупная строительная техника: башенные краны, бульдозеры, экскаваторы, автомашины. «Ликострой» передал заводу «Аркадо», бывшему ЖБК-2, уникальную импортную линию по производству стеновых панелей, позволяющую выпускать изделия по любому проекту дома.
Лизинг — это еще и эффективное средство поддержки российских производителей. Во многом благодаря усилиям и заказам «Ликостроя» воссозданы мощности по производству башенных кранов на отечественных заводах, в том числе и на московском «Карачаровском механическом заводе».
Развитию лизинга по мнению Владимира Ресина препятствуют и чисто психологические причины. Если весь Запад живет в кредит и считает странным тратить свои собственные средства, то нам вроде бы как неудобно взять в долг, а потом отдавать. Эту психологию надо переламывать, в нынешней ситуации она неперспективна.
«Ликострой» — отнюдь не монополист, просто эта компания была одной из первых. В ближайшее время наверняка появятся и другие фирмы, занимающиеся в Москве передачей в лизинг строительного оборудования. А означает это одно — технологическая катастрофа московским строителям не грозит.

08.09.2014

Смотрите также:
Оставить отзыв

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Полезные телефоны и статьи