Развитие ипотеки

Концепция развития федеральной системы ипотечного жилищного кредитования, и план изменений в российское законодательство были утверждены в январе этого года. Пока выполнен один пункт этого плана, предусматривающий облегчение налогового бремени для заемщика.
«Мы освободили заемщиков, приобретающих квартиры в кредит от уплаты подоходного налога на сумму, равную почти 20 тысячам долларов (600 тысяч рублей), и процентов по ним на весь срок выплаты. Для большинства ипотечных кредитов этого вполне достаточно. Для Москвы, соглашусь, льгота небольшая — но она чувствительна, если вы «меняете» двухкомнатную квартиру на трехкомнатную. Тем не менее, я считаю, что шаг в хорошем направлении сделан», — говорит Иван Грачев, депутат Государственной Думы РФ, председатель комиссии по развитию ипотечного кредитования.
В планах комиссии, недавно проводившей слушания, посвященные государственной поддержке ипотечного кредитования, — продолжение борьбы с налогами.
Во многом из-за налогового бремени ипотека в больших российских городах не получает должного развития. Хотя, казалось бы, в мегаполисе больше финансовых возможностей. В то же время, в небольших провинциальных городках ипотечные кредиты выдаются. Например, в Сарове (бывшем Арзамассе-16) ипотечные кредиты получили более 1000 семей. В маленьких городках легче создать схемы, минимизирующие налоги, чем и пользуются иногда местные власти. Это и потребительские структуры, и различные фонды, и всевозможные накопительные схемы.
«Возьмем банковскую ипотеку, — объясняет Иван Грачев, — Если вы придете в любой банк и начнете собирать деньги на то, чтобы заплатить первый взнос, доказать свою платежеспособность, тут же начинает действовать механизм резервирования. Банковское резервирование для «ипотечника» — второй налог. Избежать сегодня его можно только путем создания каких-то других накопительных схем. Помимо резервирования есть и другие моменты, которые возникли из-за нашего ненормального налогового законодательства. Следовательно, его надо менять.
Следующий шаг, на который надо решаться — освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) сделки по закладным. Ведь сегодня, если следовать нашему законодательству, никакая ипотека вообще невозможна — проценты будут слишком высокими.
Надо снова выходить с поправками во вторую часть Налогового кодекса, и я думаю, что это реально. Сегодня правительство прекрасно понимает, что нужно менять налогообложение по обороту ценных бумаг, а значит, появляются шансы пробить что-то полезное и для ипотеки».
Еще одно изменение, которое комиссия по ипотеке будет предлагать российским законодателям, связано с нотариальным оформлением. С тех, кто приобретает жилье с помощью ипотечного кредита, при нотариальном удостоверении договоров об ипотеке взимается пошлина, которая составляет 1,5 проц. от суммы договора. Поправка, устанавливающая значительно меньший размер госпошлины, по всей видимости, будет внесена в ближайшее время.
Между тем в российском правительстве согласовываются проекты законов, которые также должны изменить общую законодательную базу применительно к ипотеке.
Обсуждаются изменения в Гражданский кодекс. В частности, — в статью 292, посвященную правам членов семьи собственника жилого помещения. Сегодня в ней говорится, что переход права собственности на жилой дом или квартиру другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. В переводе на русский язык это означает, что чада и домочадцы несостоявшегося заемщика могут себе спокойно жить-поживать, несмотря на то, что квартира принадлежит другому дяде. Одновременно правительство обсуждает и поправки в Жилищный Кодекс РСФСР, которые должны отрегулировать и процесс выселения несостоятельного заемщика. В частности, предусматривается создание резервного жилищного фонда (жилые помещения временного использования).
Другое важное изменение в ГК РФ — также касается статьи 292. А именно — прав органов опеки. В нынешнем виде ГК провозглашает, что отчуждение жилого помещения, где проживают несовершеннолетние дети, допускается с согласия органов опеки и попечительства. Уважаемые органы повально отказывают родителям совершать сделки с жильем. Законопроект предлагает изменить формулировку и слова «органы опеки и попечительства» заменить словами «законные представители» детей. А это, прежде всего, не кто иной, как родители, и уж потом — усыновители, попечители и, наконец, — сами органы опеки. Таким образом, расширяется круг лиц, согласие которых требуется для сделок с жильем.
Наиболее тяжело проходят согласительные процедуры проекты законов, связанные со вторичным ипотечным рынком (оборотом ценных бумаг, операторами рынка — агентствами, рефинансированием системы ипотечного кредитования).
Однако шанс в обозримом будущем заиметь собственное законодательство появился у кредитных союзов, которые специализируются на жилищных программах и практикуют собственный вариант «ипотеки». Законопроект о кредитной кооперации в жилищной сфере авторы постарались написать так, чтобы на его пути было как можно меньше препятствий. Дело в том, что предыдущие проекты закона о кредитных союзах, задевающие интересы Центрального Банка, подвергались аж двукратному президентскому вето. Новый вариант представляет собой узко специализированный документ, написанный исключительно для жилищных целей.
Но впереди у депутатов Госдумы — бюджет 2001 года, который сегодня принят в первом чтении. Члены Комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования намерены внести в проект бюджета и отстоять конкретную цифру — 5 млрд. рублей, предназначенные для обеспечения государственных гарантий по обязательствам федерального агентства по ипотечному кредитованию. Федеральное агентство должно играть ключевую роль в создании российского вторичного ипотечного рынка.

08.09.2014

Смотрите также:
Оставить отзыв

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Полезные телефоны и статьи