РИЭЛТОРЫ УЧАТ ФИЛОСОФИЮ

Мало кто из работников московских агентств недвижимости раньше интересовался тем, как относится общество к профессии риэлтора. Но теперь об этих и других «несущественных» сторонах своей деятельности риэлторы задумались всерьез. И на семинаре фирмы «Миэль», прошедшем в середине октября в гостинице «Космос», были названы очень интересные цифры.

Например, всего 51% москвичей, в планы которых входит решение жилищного вопроса, намерены воспользоваться услугами риэлторов. И только 25% бывших клентов агентств недвижимости хотят снова обратиться к ним в будущем. В целом складывается впечатление, что общество довольно негативно воспринимает риэлторскую деятельность. Если тенденция угасания интереса к риэлторам не изменится, то через десять лет они лишатся всех своих клиентов. Такое печальное заключение сделал выступивший на семинаре сотрудник «Миэля».
Но арифметике можно и не верить, если вспомнить об истории. Ведь на рынке недвижимости за десять лет его существования уже случались сильные потрясения. И все они рано или поздно были преодолены. Конечно, некоторые агентства закрылись, другие были поглощены конкурентами, но многим удалось выжить. А сегодня на наших глазах даже появляются новые компании, амбициозные и уверенные в своем будущем.
Выходит, что не так и важно, что кто-то сегодня предпочитает называть их посредниками, без которых вполне можно обойтись. Ведь агенты по недвижимости объективно востребованы на рынке, решают непростые задачи организации сделки и проверки документов.
«Посредников», правда, подстерегают другие, труднопрогнозируемые опасности. Как показали десять лет жизни рынка, даже не самые большие перепады в экономике и слабые ветры в политике могут либо поднять на волне успеха десятки новых фирм, либо унести в пучину не только неокрепший молодняк, но и бывалых, видавших виды «монстров» недвижимости.
Чтобы лучше представить себе возможные проблемы рынка недвижимости, обратимся к истории его становления. Первые операции с квартирами, проведенные агентствами, а не самостоятельными маклерами, пришлись в Москве на начало девяностых годов. В течение последующих пяти «блаженных» лет риэлторская деятельность поступательно развивалась, а цены на квартиры упорно поднимались. Осенью 1995 года они достигли пика, и вскоре после этого разразился первый, «мягкий» экономический кризис, повлекший серьезное удешевление квартир.
А что произошло в 1998 году, наверное, в подробностях напоминать не нужно — начиная с марта 1999 года, цены на жилье начали быстро падать. К началу осени они достигли минимума, снизившись за год в общей сложности в полтора-два раза. Казалось, что у людей совершенно исчезли деньги на покупку квартир. Совершить выгодную сделку было под силу лишь тем, кто смог заработать на кризисе.
Затем, как известно, снова последовало планомерное повышение цен, вызванное медленным ростом объемов выпуска валового продукта. Оптимисты тогда заговорили о новой «пятилетке качества» рынка, но этот процесс был сбит с рельс политическими перестановками, занявшими почти три месяца. На такое же время затянулось и осторожное выжидание потенциальных покупателей. Когда им, наконец, стало ясно, что новый президент намерен проводить стабильную экономическую политику, рынок квартир оживился. По самым смелым прогнозам, в оставшееся до конца года время цены на жилье поднимутся на 3-8 процентов. По другим, менее оптимистичным версиям, цены не поднимутся, но уже и не снизятся.
В принципе, политика не должна оказывать столь сильного влияния на конъюнктуру московского рынка недвижимости. Ведь в цивилизованных странах для изучения ценовой перспективы гораздо большее значение имеет, например, стоимость строительных материалов и топографические особенности города, чем фигура, стоящая у руля исполнительной власти. Но таковы реалии российской жизни, что политика вмешивается почти во все ее сферы.
Кстати, в декабре 1999 года обнаружился еще один существенный фактор воздействия на спрос. Им стала налоговая реформа, близость которой в 2,5 раза повысила число сделок и вызвала локальный подъем цен. Кроме того, не обошлось без суеверия, из-за которого многие сограждане предпочли влезть в долги, чтобы купить квартиру прежде, чем наступил високосный 2000 год.
Получается, что риэлторская удача зависит и от сугубо экономических характеристик текущего момента, и от восприятия его клиентами на их субъективном уровне.

08.09.2014

Смотрите также:
Оставить отзыв

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Полезные телефоны и статьи